Продолжим изучать материал о раннем средневековье из очерков В.Я. Петрухина, Д.С. и Раевского. Сегодняшнее тема - хазарские цари и религия.
Не смотря на разнообразие племён живших в Хазарии, культура, названная салтово-маяцкая имеет характерные признаки и подъёмный материал: амулеты, детали конской сбруи, керамика, вооружение. Подобные предметы находят в дельте Волги, в Дагестане, на Кавказе, на Дону и в Причерноморье. В Хазарии используется тюркская руническая письменность.
Письмо хазарского царя Иосифа.
Много вопросов и ответов оставило всем известное письмо хазарского царя Иосифа кордовскому сановнику, еврею Хасдаю Ибн-Шапруту.
В письме Иосиф пишет, что живёт он в Итиле возле моря Гурган (Каспийское). А весной отправляется в летнюю резиденцию, где находились цимлянские крепости и Семикаракорская. Кроме того царь перечисляет подвластные ему народы, известные города. Рассказывает и родословную правящих хазар от Тогарма (Фогарма) сына Гомера (восходившего к киммерийцам). Он перечисляет всех сыновей, родоначальников основных тюркских племён живших на Кавказе, на Дону и в Причерноморье, среди них седьмым сыном был Хазар. То есть в отличие от остальных племён хазары изначально были не многочисленные.
В своём письме хазарский царь Иосиф рассказывает легенду о том, как хазары приняли иудейскую веру. Когда хазары победили булгар, многие государства обратили внимания на Хазарию. Перед хазарским царём Буланом встал выбор религии для правящей знати. К нему пришли христианские и мусульманские мудрецы. Булан спросил у христианина какая вера, по его мнению, лучше - ислам или иудаизм, христианин, конечно же, ответил, что иудаизм. Тогда он спросил мусульманского мудреца, какая вера правильная - христианская или иудейская, и он поддержал иудаизм. По сути, иудейская вера стала основой для христианства и ислама. Понимая, что вера Израиля имеет ключевую основу, Булан совершает обрезание и принимает иудаизм.
Надо заметить, что правящая элита в основном относилась к иудейской вере, остальные жители и племена Хазарии сохраняли свою религию. Согласно раскопкам известной крепости Саркел на её территории сосуществовали все основные религиозные конфессии: христианство, иудаизм, ислам; а так же язычники крестьяне.
Отсутствие в письмах Иосифа упоминания хакана, а также явное стремление царя как-то затушевать прошлое хазар до принятия ими иудаизма невольно наводят на размышления. ...в пространной редакции ответа Иосифа бегло фигурирует некий глава ("cap"), а в кратком варианте письма последний назван "ha-cap ha-гадол" ("большой глава"). В этом исследователи справедливо увидели единственный намек в письме Иосифа на существование хакана у хазар. Думаю, что здесь можно усмотреть и другое. В частности, замалчивание роли хакана в целом и вынужденное признание вскользь его существования представляют, на мой взгляд, лучшее доказательство подлинности писем Иосифа (это не исключает наличия в них отдельных поздних вставок и искажений). Так мог поступить только царь Хазарии Х в., но не позднейшие европейские редакторы и переписчики, которым прибегать к такому методу было просто незачем. Судя по сохранившимся текстам письма Иосифа, он, принципиально игнорируя существование хакана у хазар, тем не менее "проговорился", упомянув о "великом главе", т. е. о том же хакане, так как его испанский оппонент, несомненно, имел на сей счет какие-то сведения, а с этим Иосиф должен был считаться.
Довольно интересную информацию нашёл сейчас. В Хазарии был длительный период, когда страной правил в основном царь -- военачальник (шад, бек, бех, бак, мэлэх), а полномочия хакана ("большого хакана") постепенно сходили на нет. Предположительно, такое двоевластие началось вместе с установлением иудаизма в Хазарии.
Ниже почти процитирую слова о том времени, когда власть хакана стала совсем номинальной.
В сочинениях ал-Истахри и Ибн Хаукаля, рассказы которых в основном идентичны, описывая государственный строй Хазарии, преимущественно говорят о царе (малике). Этот царь, согласно ал-Истахри и Ибн Хаукалю, на языке хазар именуется бак. Он командует войском, взимает налоги и пошлины, является высшей судебной инстанцией. О хакане эти географы пишут, что он выше царя, но назначается последним из лиц известной фамилии ("ахл байт ма'аруфин"). Сама процедура избрания хакана весьма оригинальна: кандидата сначала душат шелковым шнуром и, когда он начинает задыхаться, спрашивают, сколько лет тот желает царствовать. После того как он в таком состоянии называет цифру, его утверждают хаканом. Если он умирает раньше срока, то это считается нормальным, если достигает указанной им даты и умирать не собирается, то его убивают. Власть хакана номинальная, но ему воздают божественные почести и в случае опасности выводят к народу как символ (национальной традиции?). Похороны хакана осуществляются в форме государственного траура. Как видим, здесь ситуация уже иная. Хакан окончательно лишен власти и остается символом, освященным традицией. Это еще в более рельефной форме вырисовывается из описания ал-Мас'уди, хронологически приблизительно того же времени. Рассказ ал-Мас'уди частично подтверждает, частично дополняет сведения ал-Истахри — Ибн Хаукаля. Хакан лишен власти и содержится во дворце царя, он происходит из определенного знатного рода и является традиционным символом власти. Но у ал-Мас'уди хакан превратился в подобие некоего жертвенного животного. В случае какого-либо бедствия (голода, войны и т. п.) знатные люди и народ приходят к царю и требуют выдать им хакана, которого считают ответственным за эти несчастья. Царь может выдать хакана, казнить его сам, но может и сохранить хакану жизнь. Ал-Мас'уди записал эти сведения где-то в начале 40-х годов во время своего путешествия вдоль побережья Каспийского моря. Через десяток лет тогдашний хазарский царь Иосиф в своем письме Хасдаю ибн Шафруту не счел нужным вообще упоминать о существовании хакана. Однако традиционное представление о хакане как символе верховной власти сохранилось в Хазарии вплоть до ее гибели. Это видно из сообщения ПВЛ, согласно которой против Святослава выступили хазары с князем своим каганом. Таким образом, эволюцию верховной власти у хазар можно представить следующим образом. В VII — первой половине VIII в. во главе государства стоял хакан, в руках которого находилась вся власть. Хакан опирался на хазарскую знать (тарханов). Следующим после хакана лицом был шад, из числа ближайших родственников хакана (VII в.). Шад командовал войском, и, возможно, в его руках находились (или в его руки переходили) внешние сношения. Поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в. привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, приняв титул бака (бека). Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в Х ст. сменилось властью бака (бека), лишившего хакана всякой реальной власти и влияния.
В VII веке уровень Каспия был низким, а позже стал расти, что видно по затоплениям в Баку и в других городах: Каспийское море. Колебания уровня (книга 1954 года, так что о нынешнем подъёме воды там не написано). Например, крепость Терки, построенная в 1600 г. Иваном Грозным в устье Терека, была через несколько лет затоплена морем.
Кстати, те данные, которые приведены в той статье, ещё раз подтверждают значимость длинных (примерно десятивековых, если не ошибусь) циклов Солнца в ходе истории. То, что сейчас Солнце находится вблизи максимума активности, давно не вызывает сомнений у учёных. Сам максимум был пройден в 1985 году, и теперь даже при отсутствии промышленности на Земле всё же были бы самые жаркие годы, подобно тому, как летом жара бывает не в июне, а в июле-августе. Минимум, так называемый Малый ледниковый период, был в XIV—XIX веках и его начало, то есть резкое похолодание, отметилось голодом, восстаниями и возвратом к барщине в Европе, в том числе Смутой в России. Раньше был Средневековый климатический оптимум, которые привёл к знаменитому Возрождению, ещё раньше - Климатический пессимум раннего Средневековья или пессимум эпохи Великого переселения народов, ещё раньше - Римский климатический оптимум, на который приходится расцвет Римской империи и её максимальные размеры. Тема интересная, так как объясняет ход глобальной истории влиянием природы если не полностью, то наполовину.
Неожиданная мысль об Итиле: а ведь он мог оказаться затопленным Каспием, уровень которого очень нестабилен и полностью зависит от осадков в его бассейне, в конечном счёте - от изменений климата. Ведь даже на Азовском море греческую колонию Кремны (в статье на этом сайте условно названную Таганрогской Таной) нашли под водой, на Чёрном море такое тоже сплошь и рядом.
Ответ: Возможно. Говорят в последнее время уровень в Каспийском море сильно понизился. Надо идти искать Итиль. А вообще не думаю, что современную археологию это сильно беспокоит, её беспокоит постоянная нехватка средств. Мне интересно в Астраханской области есть краеведы-любители занимающиеся поиском археологических объектов и памятников истории в своём регионе.
Я тебе сообщаю, что живу у реки, по имени Итиль, в конце реки [примыкающей к морю] Г-р-гана [море Гирканское - Каспийское].
и гораздо ниже:
Цитата
и на ней находятся три города. В одном [из них] живет царица; это город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину [и ширину], описывает окружность, расположен в форме круга. Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне и, помимо этих [людей], рабы из всяких народов. Он средней величины, имеет в длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я [сам], мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река. Это мое местопребывание во дни зимы.
Цитата
С месяца Нисана мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и своему полю и к своей [полевой] работе.
Цитата
А я, мои князья и рабы идем и передвигаемся на протяжение 20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой В-д-шан, и оттуда идем вокруг [нашей страны], пока не придем к концу [нашего] города без боязни и страха; в конце месяца Кислева, во дни [праздника] Ханукки, мы приходим в [наш] город.
Таким образом, я тут не вижу никакого упоминания крепостей на Дону, да и вообще летней столицы! Видимо, речь идёт о том, что на Руси называлось "полюдье", то есть об объезде князем (в этом случае - каганом (хаканом)) с дружиной всех подчинённых народов для сбора дани.
Что касается происхождения народов от отдельных лиц, в данном случае -
Цитата
от сынов Иафета, из потомства Тогармы
и далее от Хазара - то это норма как раз для легенд. Фогарма (на иврите תֹגַרְמָה - Тогарма) по Библии как раз и есть сын Гомера, внук Иафета (Быт. 10:2, 10:3), правнук Ноя. В Википедии о нём есть статья, там упоминается и письмо царя Иосифа. Естественно желание хазарских хаканов (царей), принявших иудаизм, выводить свою родословную непосредственно от библейских патриархов - таким образом, они ничем "не отличались" от евреев, столь же "зная" свою родословную начиная от самого Адама (ведь о предках Ноя тоже написано). И понятно, что название народа складывалось исторически, а не было именем родоначальника.
Ещё очень интересно перечисление подчинённых народом: говоря о всех народах вдоль Волги (" реки, по имени Итиль"), он упоминает черемисов (то есть марийцев), булгар, вероятно, славян, отдельно - северян и вятичей - и сообщает, что все они платят ему дань. Причём
Цитата
Начало [этой] реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути.
- то есть возможно, что истоком Итиля считали исток Камы, подобно тому как истоком Танаиса древние греки (Птолемей, в частности) считали исток Северского Донца, называя Дон до слияния с ним Гиргисом.
В письме Иосиф пишет, что живёт он в Итиле возле моря Гурган (Каспийское).
Ну вот и становится ясным, что Итиль таки где-то около Каспия, и был по крайней мере зимней столицей.
Цитата
А весной отправляется в летнюю резиденцию, где находились цимлянские крепости и Семикаракорская.
Конечно, интересно было бы прочитать не столь вольный перевод письма... Поскольку Семикаракорска тогда не было и в помине. Хотя можно не сомневаться, что речь о Саркеле и окружавших его крепостях.
Цитата
Он перечисляет всех сыновей, родоначальников основных тюркских племён живших на Кавказе, на Дону и в Причерноморье, среди них седьмым сыном был Хазар.
Это вполне могло быть легендой.
Ответ: 1. Да, Радик, вы правы, море Гурган это весомый аргумент о столице Итиль. 2. Насчёт Семикаракорской крепости конечно много противоречий. Судя по детальным археологическим раскопкам её построили в основном из сырцового кирпича, и она была больше Саркела. Зачем? и что это была за крепость? пока это загадка. В статье есть файл с письмом, это тоже перевод... впрочем и те источники которые имеются в Оксфорде это ранняя рукопись и уже печатная версия, переписана с подлинника 14-15 век. В Санкт-Петербурге хранится ещё одна рукопись, одно письмо Иосифа, но более подробное, к сожалению тоже переписка, но 13 века. 3. Возможно и легенда, но уж очень реалистичная.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]